- ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
- ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.Совокупность условий (речевых и неречевых), стимулирующих учащихся на совершение действия, заданного содержанием ситуации. П. с. может быть речевой, если вызывает ту или иную речевую реакцию. Различают объективную П. с. – ситуацию, заданную преподавателем в учебных целях, и субъективную П. с. – психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы. П. с. на занятиях по языку создаются на основе моделирования жизненных ситуаций, представляющих для учащихся интерес. Эффективность обучения с использованием П. с. зависит от умений слушателей разрешать такие ситуации, умений преподавателя предъявить ситуацию, обеспечить эффективность работы учащихся, управлять процессом разрешения ситуации. Выделяют четыре взаимосвязанные функции П. с.:a) стимулирующую,б) обучающую,в) организующую,г) контролирующую. Опыт и экспериментальное обучение свидетельствуют о том, что П. с. стимулируют речевую деятельность, увеличивают ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствуют прочности формируемых речевых навыков и умений. На занятиях по языку наибольшее распространение получили П. с., задаваемые в форме ролевой игры или этюда. П. с. рассматриваются в качестве важного компонента проблемного обучения.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.